Внутренние водные пути (ВВП) России имеют самую большую протяженность в мире и составляют сегодня порядка 101 тыс. км.
В европейской части страны функционирует Единая глубоководная система (ЕГС) протяженностью 6,5 тыс. км, включающая крупные реки, их притоки и межбассейновые соединения. ЕГС обеспечивает около 70% от общего объема перевозок по ВВП России. На сегодняшний день существует ряд проблем по использованию всего потенциала ЕГС, что связано с низкой пропускной способностью отдельных участков.
В северных и восточных регионах страны, где расположено большое количество труднодоступных населенных пунктов, густота сети ВВП в два раза выше, чем в среднем по России, в связи с чем внутренний водный транспорт часто является безальтернативным средством для перевозки грузов и пассажиров при отсутствии либо недостаточности железнодорожных и автомобильных дорог. Поэтому в настоящее время существует потребность в развитии судоходства по внутренним водным путям, особенно в северных и восточных регионах России.
Внутренний водный транспорт является одним из наиболее экономичных видов транспорта, но, несмотря на его востребованность, речной флот не получает должного развития. На сегодняшний день для судоходства используется лишь 20% от общей протяженности ВВП. Данный показатель имеет тенденцию к сокращению.
Для частичного переключения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт должны быть решены задачи повышения пропускной способности ВВП и развития их портовой инфраструктуры, что предусмотрено «Транспортной стратегией РФ» и «Стратегией развития внутреннего водного транспорта РФ» на период до 2030 года. В рамках указанных стратегий на развитие ВВП направлен ряд мероприятий, в том числе реализация проектов строительства гидротехнических сооружений, проектов по ликвидации «узких мест» на ЕГС. Выполнение указанных мероприятий неотрывно связано с необходимостью обновления и развития технического флота.
При проектировании и строительстве новых судов технического флота, предназначенных для использования на ВВП, необходимо: совершенствование технико-экономических характеристик судов, повышение эффективности их использования, улучшение условий пребывания экипажа.
Одним из перспективных подходов к совершенствованию технологии судостроения является принцип унификации строительства и комплектации судов, позволяющий строить самоходные и несамоходные суда различного назначения на базе универсальных платформ при сокращении типоряда судов, цикла их производства и финансовых издержек на их строительство.
В качестве универсального судна комплексного обеспечения хозяйственной деятельности как на внутренних водных путях, так и в морских портах, можно рассматривать перспективный проект многофункционального рабочего судна проекта 02530. Разработчиком проекта является ОАО «КАМПО» совместно с ООО «КВАРТЕТ СПБ».
В настоящее время «КАМПО» строит серию из 12 многофункциональных модульных катеров проекта 23370.
Многофункциональное рабочее судно проекта 02530 представляет собой однокорпусное судно со сплошной рабочей палубой и с одноярусной съемной стальной надстройкой, расположенной в кормовой части.
Судно является модульным как по конструкции, так и по способу комплектования специальным оборудованием в составе функциональных контейнерных модулей и имеет три исполнения с различной обитаемостью в зависимости от типа устанавливаемого модуля надстройки:
- с большой надстройкой, включающей четырехместную каюту, рулевую рубку с местом для пребывания персонала, местом для подогрева пищи и санузлом;
- со средней надстройкой, включающей рулевую рубку с местом для пребывания персонала, местом для подогрева пищи и санузлом;
- с малой надстройкой, включающей рулевую рубку с местом для пребывания персонала.
В зависимости от исполнения судно обеспечивает пребывание на борту от 2 до 6 человек экипажа и спецперсонала и может быть использовано для проведения подводно-технических, обстановочных и аварийно-спасательных работ, ремонта гидротехнических сооружений, работ по экомониторингу, локализации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, очистки акватории от мусора и отходов лесного производства.
Основные характеристики многофункционального рабочего судна проекта 02530
Главные размерения | 16 х 4,44 м |
Скорость полного хода на тихой воде | 6 - 8 узлов |
Осадка при полном водоизмещении | 0,95 м |
Высота борта на миделе | 1,8 м |
Водоизмещение полное | 70 т |
Автономность по запасу топлива | 3 суток |
Экипаж | 2 человека |
Дальность плавания | 300 км |
Дедвейт | 14 т |
Мощность главного двигателя | 1 х 250 кВт |
Мощность дизель-генератора | от 8.8 кВт |
Конструктивные особенности судна позволяют использовать его на участках рек с малыми глубинами, а габариты корпуса и съемной надстройки позволяют перевозить судно стандартным автомобильным транспортом к месту эксплуатации, что особенно актуально при необходимости проведения работ на закрытых акваториях. Наличие откидной аппарели обеспечивает возможность самостоятельного въезда на палубу специальной автотехники массой до 10 т, а носовые упоры судна обеспечивают возможность буксировки несамоходных плавсредств (рабочие площадки, баржи).
Штатный гидравлический кран-манипулятор грузоподъемностью до 1,6 т позволяет выполнять погрузочно-разгрузочные работы и перемещать грузы, размещенные на судне, без привлечения береговой погрузочной техники.
При размерениях 16х4,44 м и установленном штатном грузоподъемном оборудовании судно имеет 20 м² свободной площади грузовой палубы, что позволяет перевозить тарные, штучные и навалочные грузы, размещать съемный 10-футовый контейнер с комплексом оборудования и технических средств различного назначения, оборудование для постановки бонов, емкостей для сбора мусора и нефтепродуктов, а также различную спецтехнику.
Благодаря многофункциональности судна проекта 02530 для проведения комплекса работ не требуется привлечение дополнительных узкоспециализированных плавсредств, так как оно функционально заменяет собой несколько катеров различного назначения: буксирный, водолазный, грузовой, обстановочный катер, катер-мусоросборщик, катер экологического мониторинга, катер завозчик якорей (мотозавозня).
Применение многофункционального рабочего судна проекта 02530 будет способствовать развитию и пополнению технического флота и позволит эффективно решать задачи, направленные на развитие внутренних водных путей и необходимой портовой инфраструктуры в различных регионах страны.